За первые десятилетия XXI века проблема контрафакции вина серьезно обострилась и усугубилась. По данным Wine Spectator около 20% всего вина, потребляемого в мире, поддельное.
В значительной мере это связано с превращением Китая в одного из крупнейших импортеров вина в мире. Только за период с 2004 по 2011 год объем потребления вина в Китае вырос с 400 млн литров в год до 1,400 млн литров (данные Wines and Vines, 2014). Сегодня этот показатель продолжает расти, и китайский рынок является важнейшим и приоритетным для многих поставщиков вина. И конечно же, на столь благодатной почве не могли не появиться многочисленные мошенники и фальсификаторы.
Сравнивая французские данные об объемах производства любимого китайцами Шато Лафит Ротшильд с данными о количестве проданных в Китае бутылок этого вина, энолог Френки Чжао пришёл к выводу, что 70% из них — поддельные. По данным Forbes за 2018 год, около 50% потребляемого в Китае вина является поддельным.
По данным Wine Intelligence, 44% китайских потребителей не могут точно определить, подлинное ли вино они пьют. Здесь важно иметь ввиду, что эта проблема характеризует не только китайского потребителя — это общемировая тенденция.
Древнейший способ фальсификации — продажа низкокачественного вина под видом вина высшей категории — по сей день остается наиболее распространенным во многом из-за того, что очень низкий процент потребителей может на вкус отличить одно от другого. Даже профессионалам не всегда приходится легко. Например, в 2008 году организаторы одного из известных винных конкурсов США предложили экспертам вслепую продегустировать несколько образцов вин. Только половина дегустаторов отметили в своих записях, что в числе прочих образцов им трижды было предложено одно и то же вино (данные Wine Economics).
Wine Economics также писали о результатах эксперимента, в ходе которого большому количеству рядовых потребителей предлагалось вслепую продегустировать дорогие и недорогие вина. Оказалось, что непрофессионалы в большинстве своем отдавали предпочтения менее дорогим винам.
При этом результаты экспериментов, в ходе которых дегустаторам предлагалось пробовать вина вслепую, при условии, что стоимость каждого вина была им известна, показали, что большинство участников оценивали выше те вина, чьи ценники были выше.
Все это, конечно же, не означает, что недорогие вина ничем не хуже дорогих, и что энофилы всегда переплачивают за бренд. Ценообразование в мире вина — отдельный большой разговор. Данные, приведенные выше, говорят о том, что рядовой потребитель поддельного вина (если, конечно, вино не содержало опасных для здоровья веществ, что сегодня случается редко) в абсолютном большинстве случаев никогда не узнает, что стал жертвой мошенников.
Под удар в нашем случае первыми попадают честные виноделы. Они теряют не только долю рынка и большую прибыль. Страдает то, над чем многие бренды работали десятилетиями, а некоторые — столетиями. Страдает их репутация.
Вернемся к китайцам. В последние годы медиа Китая все чаще освещают случаи обнаружения поддельного вина, и большинство потребителей хорошо осведомлены о том, что на китайском рынке вина преобладает фальсификат. Недоверие китайцев к винным брендам растет с каждым годом, и первыми под удар попадают французские виноделы, ведь именно французское вино чаще всего фигурирует в сообщениях о контрафакте. На этом фоне в Китае снижается интерес к французскому вину, и увеличивается спрос на австралийское вино. Австралия традиционно занимает второе место по объему импорта вина в Китай после Франции. При этом за период с 2011 по 2017 год доля импорта австралийского вина увеличилась с 15,2% до 26,7%, а французского — снизилась с 55,4% до 41,1% (данные AARES). Интерес китайского потребителя всецело разделяют мошенники. С ростом популярности австралийского вина увеличивается количество сообщений о его фальсификации.