Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы получать спецпредложения и промокоды на скидки:
время чтения 15 минут

О подделке вина

О том, как подделывали вино раньше, что происходит на рынке сегодня, и как виноделы защищают себя от мошенников

Оглавление:

Введение
За тысячи лет своего существования вино проделало огромный, захватывающий путь от раздавленных ягод, случайно позабытых древним человеком на дне сосуда, до бессчетного разнообразия сортов и методов изготовления. Техники виноделия множились, изменялись, развивались, и вино, подвергаясь значительным изменениям, все дальше отходило от своего первобытного состояния. Люди научились защищать вино от быстрого умирания и изобрели множество способов улучшения его качества. Представьте, каким скучным был бы мир вина, если бы все вина изготавливались по исходной незатейливой технологии, и пить их следовало бы только молодыми.

При этом многие винодельческие технологии, которые сегодня применяются свободно и повсеместно, на разных исторических этапах считались методами недопустимого вмешательства в процесс виноделия или даже способами контрафакции. Среди них — шаптализация, сутираж, кларификация, обратный осмос, холодная мацерация, криоэкстракция, микрооксидация. Не всегда положительным было отношение к выдерживанию вина в дубовых бочках, использованию дубовой стружки и осадка, оставшегося в процессе брожения. Не сразу прижились техники добавления ферментов, антиоксидантов и других веществ, позволяющих влиять на качество итогового продукта.

Тот род фальсификации вина, о котором пойдет речь в нашей статье, во все времена признавался мошенничеством. Таковым он считается и сегодня, ведь его цель — введение потребителя в заблуждение. Мы будем говорить о случаях, когда под видом оригинального продукта покупателю вручают другой, неизвестного происхождения и ненадлежащего качества. Мы проследим эволюцию этого рода деятельности с античных времен до наших дней, расскажем, что происходит с рынком поддельного вина сегодня и каковы методы защиты от мошенников.

История проблемы

Древний Рим

Подменять хорошее вино плохим с целью наживы начали еще в глубокой древности — в тот момент, когда сорта вина стали настолько разнообразны, что их можно было разделить на категории по качеству. Римский автор I века н.э. Плиний Старший сообщает о том, что подделка вина в Риме достигла драматических объемов, а недобросовестные виноделы настолько изловчились, что даже патриции не всегда были уверены в подлинности фалернского вина, которое подавали им к обеду. В то же время городские питейные заведения стали предлагать посетителям этот благородный напиток по неправдоподобно низкой цене.
Известно, что римляне выпаривали виноградный сироп в свинцовых баках до тех пор, пока объем жидкости не снижался до трети изначального объема. Этим насыщенным свинцом сиропом они разбавляли вино — оно становилось слаще и дольше хранилось. Технология добавления свинца к вину была широко распространена в Европе вплоть конца до XVII века. В 1696 году немецкий врач Эберхард Гекель выяснил этиологию колики Пуату (известной также как Девонширская колика или «colica pictonum») — резкой боли в животе, время от времени одолевавшей многих любителей вина тех времен. Он доказал, что причина колики — отравление свинцом, содержащимся в вине. Несмотря на это, источники сообщают, что французы использовали свинец для подcлащивания вина вплоть до конца XIX столетия.

Средневековье и Просвещение

В Средние века набрала популярность практика подмены известных, высококачественных вин из прославленных винных регионов на вина неясного происхождения и сомнительных вкусовых достоинств.

В ноябре 1327 английский король Эдуард III направил мэру и шерифу Лондона письмо с жалобой на городских виноторговцев и трактирщиков. Монарх обвинял их в разбавлении насыщенного, чистого вина вином слабым и испорченным. Мошенники вводили посетителей в заблуждение, пряча в подвалах бочки, из которых разливали заказанные напитки, получая таким образом возможность выдавать дурное пойло или смесь вин за хорошее вино. В результате королевской жалобы появился закон, обязавший владельцев таверн хранить бочки со всеми сортами вин на виду и разливать заказы при посетителях.

Наказания за продажу поддельного вина бывали очень суровы. Сообщается, что в 1419 году англичанин Уильям Хорольд из Хэмптона был пригвожден к позорному столбу за подделку греческого вина. Известны случаи, когда пойманных при реализации контрафакта трактирщиков заставляли выпить весь объем того, что они пытались продать. В 1482 году одного винодела из Бибриха (Германия), пойманного на разбавлении хорошего вина некачественным, приговорили к выпиванию полутора литров своей продукции. Мошенник скончался во время исполнения приговора. Немецкие вина славились своим качеством, и их с удовольствием покупали все европейские монархи. Поэтому власти Германии, заботясь о репутации своих виноделен, применяли самые разнообразные наказания за продажу поддельного вина — от клеймения и избиения до повешения.

Научные открытия Эпохи Просвещения породили новое направление в контрафакции вина — умельцы научились создавать напитки-копии известных вин, используя сочетания определенных ингредиентов и различных химических соединений. К примеру, сохранились сведения о том, что при должном старании из яблок можно получить напиток, очень похожий на шампанское, а с помощью терпко-кислых плодов терновника можно приготовить нечто, напоминающее бордо.

XIX век

В первой половине XIX века в европейском обществе, наконец, всерьез начали говорить об опасностях, которые влечет за собой стремительный рост рынка поддельного вина. В 1860 году британский Парламент принял «Акт о фальсификации пищевых продуктов и напитков», куда в числе прочих вошли положения, направленные на борьбу с контрафактным вином. Некоторые европейские правительства также приняли законы, поясняющие, какая продукция может считаться вином. Эти законы позволяли четко отделить настоящие вина от «поделок» мошенников. Определение вина как напитка, произведенного из ферментированного виноградного сока, впервые появилось в 1889 году в постановлении французского правительства. Это же определение вскоре было принято властями Германии (1892 г.) и Италии (1904 г.).

Не последнюю роль в принятии законодательных положений о защите подлинных вин сыграла эпидемия филлоксеры. Во второй половине XIX века более двух третей всех виноградников Европы были уничтожены виноградной филлоксерой. Насекомые-вредители были завезены в Европу из Северной Америки. Труднее всех в этой ситуации пришлось французский виноделам. Производство вина во Франции снизилось с 84,5 миллионов гектолитров в 1875 году до 23,4 миллионов гектолитров в 1889 году. Многие знаменитые вина почти исчезли с рынка, а поддельное вино полилось рекой. Мошенники научились изготавливать вино из высушенных плодов любых доступных им сортов винограда и стали выдавать эту продукцию за французские и итальянские вина безупречного происхождения.
Тогда же во Франции набрала популярность практика добавления в вина Бордо качественных вин из других регионов страны. Обычно вина смешивали тайно, и потребитель не знал о подлинном составе бленда. Однако были производители, не делавшие из этого секрета: известно, что в Лафит добавляли небольшое количество вина из сорта Сира, выращенного в районе Эрмитаж. Многие винолюбы того времени даже полагали, что некоторым винам это только на пользу. То же самое проделывали и с бургундскими винами.

XX век

В США пик винной контрафакции пришелся на 1920-е годы — эпоху Сухого закона, ограничившего производство и употребление алкоголя на всей территории страны. Вино разрешалось производить только для нужд религиозных общин, поэтому многие производители в Калифорнии просто начали маркировать все свои вина отметкой «для богослужений». Несмотря на это, объемы производства качественного вина значительно снизились. Потребительский спрос на вино удовлетворяли продавцы виноградных концентратов. Концентраты шли в наборе с сухими дрожжами и инструкцией, призывающей ни в коем случае не смешивать концентрат с дрожжами, водой и сахаром и — упаси бог — не хранить получившуюся смесь в течение семи дней в плотно закрытой таре, иначе есть очень большой риск превращения всего этого в запрещенный законом алкогольный напиток.
Простые и привычные методы фальсификации вина благополучно перекочевали из предыдущих столетий в век двадцатый. В своем стремлении сэкономить и заработать на доверии потребителей, некоторые европейские производители не брезговали разбавлением своих вин. Так, репутация бордосской винодельни Шато Понте-Кане была уничтожена, когда в 1973 году ее владельцев поймали на разбавлении своей продукции недорогим вином из Риохи. В результате скандала семейство, владевшее поместьем с 1865 года, было вынуждено продать его.

Отнюдь не столь безобидный случай контрафакции вина был обнаружен в Австрии в 1985 году. Оказалось, что примерно 70 производителей по всей стране подмешивали в свои вина диэтиленгликоль, чтобы делать их более сладкими. Тогда, к счастью, никто не пострадал. Однако уже через год в Италии от отравления некачественным вином умерли 23 человека, еще 15 лишились зрения на длительное время. Оказалось, что производитель добавил в низкоалкогольное вино метанол, чтобы повысить процент содержания алкоголя.
Сегодня
За первые десятилетия XXI века проблема контрафакции вина серьезно обострилась и усугубилась. По данным Wine Spectator около 20% всего вина, потребляемого в мире, поддельное.

В значительной мере это связано с превращением Китая в одного из крупнейших импортеров вина в мире. Только за период с 2004 по 2011 год объем потребления вина в Китае вырос с 400 млн литров в год до 1,400 млн литров (данные Wines and Vines, 2014). Сегодня этот показатель продолжает расти, и китайский рынок является важнейшим и приоритетным для многих поставщиков вина. И конечно же, на столь благодатной почве не могли не появиться многочисленные мошенники и фальсификаторы.

Сравнивая французские данные об объемах производства любимого китайцами Шато Лафит Ротшильд с данными о количестве проданных в Китае бутылок этого вина, энолог Френки Чжао пришёл к выводу, что 70% из них — поддельные. По данным Forbes за 2018 год, около 50% потребляемого в Китае вина является поддельным.

По данным Wine Intelligence, 44% китайских потребителей не могут точно определить, подлинное ли вино они пьют. Здесь важно иметь ввиду, что эта проблема характеризует не только китайского потребителя — это общемировая тенденция.

Древнейший способ фальсификации — продажа низкокачественного вина под видом вина высшей категории — по сей день остается наиболее распространенным во многом из-за того, что очень низкий процент потребителей может на вкус отличить одно от другого. Даже профессионалам не всегда приходится легко. Например, в 2008 году организаторы одного из известных винных конкурсов США предложили экспертам вслепую продегустировать несколько образцов вин. Только половина дегустаторов отметили в своих записях, что в числе прочих образцов им трижды было предложено одно и то же вино (данные Wine Economics).

Wine Economics также писали о результатах эксперимента, в ходе которого большому количеству рядовых потребителей предлагалось вслепую продегустировать дорогие и недорогие вина. Оказалось, что непрофессионалы в большинстве своем отдавали предпочтения менее дорогим винам.

При этом результаты экспериментов, в ходе которых дегустаторам предлагалось пробовать вина вслепую, при условии, что стоимость каждого вина была им известна, показали, что большинство участников оценивали выше те вина, чьи ценники были выше.

Все это, конечно же, не означает, что недорогие вина ничем не хуже дорогих, и что энофилы всегда переплачивают за бренд. Ценообразование в мире вина — отдельный большой разговор. Данные, приведенные выше, говорят о том, что рядовой потребитель поддельного вина (если, конечно, вино не содержало опасных для здоровья веществ, что сегодня случается редко) в абсолютном большинстве случаев никогда не узнает, что стал жертвой мошенников.

Под удар в нашем случае первыми попадают честные виноделы. Они теряют не только долю рынка и большую прибыль. Страдает то, над чем многие бренды работали десятилетиями, а некоторые — столетиями. Страдает их репутация.

Вернемся к китайцам. В последние годы медиа Китая все чаще освещают случаи обнаружения поддельного вина, и большинство потребителей хорошо осведомлены о том, что на китайском рынке вина преобладает фальсификат. Недоверие китайцев к винным брендам растет с каждым годом, и первыми под удар попадают французские виноделы, ведь именно французское вино чаще всего фигурирует в сообщениях о контрафакте. На этом фоне в Китае снижается интерес к французскому вину, и увеличивается спрос на австралийское вино. Австралия традиционно занимает второе место по объему импорта вина в Китай после Франции. При этом за период с 2011 по 2017 год доля импорта австралийского вина увеличилась с 15,2% до 26,7%, а французского — снизилась с 55,4% до 41,1% (данные AARES). Интерес китайского потребителя всецело разделяют мошенники. С ростом популярности австралийского вина увеличивается количество сообщений о его фальсификации.

Коллекционное вино
За последние десятилетия рынок редких и коллекционных вин сильно разросся. Вино стало выгодным объектом для инвестиций, и покупатели приобретают старые бутылки вовсе не для того, чтобы их откупоривать. На этой почве подделка коллекционных винтажей превратилась в невероятно прибыльное предприятие.

В случае с редкими винами качество содержимого бутылки очень сложно определить на вкус. Большинство коллекционных вин продаются поодиночке и теряют ценность сразу же после откупоривания. К тому же две бутылки одного и того же вина возрастом старше 40 лет могли развиваться по-разному, даже если их хранили вместе или в схожих условиях. Так что даже эксперт, которому однажды посчастливилось попробовать некое редкое вино, может на вкус не опознать его собрата.

Так что ведущие винные аукционы, продающие редкие вина, вынуждены полагаться на заметки винных критиков, пробовавших образец один-два раза за всю свою карьеру.

Дело осложняется еще и тем, что владельцы выставляемых на аукционах вин в большинстве случаев предпочитают сохранять анонимность. Поэтому отследить биографию бутылки покупатель не может. Он может полагаться только на осведомленность и добросовестность организаторов аукционов, которые должны прикладывать все возможные усилия для определения подлинности вина.

Таким образом, сложности, непременно возникающие при любой попытке установления подлинности редкого вина, открывают злоумышленникам почти безграничный простор для деятельности.

Самым известным винным махинатором прошлого века следует считать Харди Роденштока. Уважаемый в винном мире человек, он был известен в первую очередь как организатор эксклюзивных дегустаций: попробовать старейшие и редчайшие вина съезжались мировые селебрити и влиятельные винные критики. Возраст некоторых вин, которые предлагали гостям, превышал сотню лет. Кроме того Роденшток был известен своей способностью отыскивать уникальные вина. Так, в 1985 году он получил сообщение о том, что за фальшивой стеной в одном из парижских погребов было обнаружено некоторое количество винных бутылок. Гравировка Th.J. на бутылках позволила ему отнести их к коллекции Президента США Томаса Джефферсона, известного любителя вин и коллекционера. С аукционов бутылки уходили за баснословные деньги. Первым неладное заподозрил миллиардер Билл Кох, купивший несколько «вин Джефферсона». Экспертиза показала, что технология гравировки относительно новая, а сами бутылки были изготовлены после 1945 года. Кох инициировал расследование, в ходе которого удалось выйти на Роденштока. Кроме того оказалось, что подлинность других вин, проданных Роденштоком ранее, такше вызывает вопросы. Вина, естественно, были признаны подделками. Кох подал в суд на Роденштока, однако доказать, что именно он подделывал вина, которые продавал, не удалось.

Харди Роденшток. Фото с сайта falstaff.ch
Если Харди Роденштока уже успели подзабыть, то имя Руди Курниавана все еще на слуху. В 2014 году самый известный фальсификатор современности отправился за решетку на 10 лет. Ущерб, нанесенный его деятельностью, оценивается более чем в 20 миллионов долларов. В 2016 году на Netflix вышел документальный фильм о деле Курниавана. Самое интересное в этой истории то, как Курниавану удавалось оставаться на плаву, несмотря на то что обвинения в мошенничестве в его адрес не раз звучали из уст признанных экспертов. Лучшее объяснение предлагает винный детектив Морин Дауни в своем интервью Simple Wine News. Она прямо говорит, что деятельность Курниавана была на руку всем, кто участвовал в продажах его вин. Выручка аукционных домов возрастала, виноделы обеспечивали себе продажи новых винтажей по стабильно высоким ценам, журналисты и коллекционеры получали в подарок дорогие бутылки, а винные критики посещали его эксклюзивные дегустации.

Руди Курниаван. Зарисовка судебного заседания
Способы подделки и борьба с ними

Сегодня наиболее распространены два способа контрафакции вина:

  1. Продажа среднего и низкокачественного вина под видом вина высшей категории (о нем много сказано выше).
  2. Повторное наполнение и укупоривание бутылок из-под премиальных и коллекционных вин. Пустые бутылки элитных брендов сегодня можно найти в свободной продаже в один клик. Эта проблема очень характерна для китайского рынка. Известно, что в Китае существуют организованные преступные группы, занимающиеся восстановлением винных бутылок, пробок и сопутствующих деталей упаковки.
Особняком стоит еще один способ фальсификации — продажа несуществующих коллекционных вин. Мошенники не просто создают реплики известных винтажей, они выставляют на продажу бутылки, которые не могли существовать исторически. К примеру, Руди Курниавана обвиняли в сбыте вина Domaine Georges Roumier 1923 года, хотя это хозяйство было основано лишь в 1924 году.

Как же честным производителям защитить свой бренд от мошенников? Жан Гийом Пратс, президент и директор Domaines Barons de Rothschild (Lafite) и Chateau Cos d’Estournel, рассуждая о способах защиты от фальсификации, сказал: «Единственное реальное решение — сделать так, чтобы бутылки из Бордо было очень сложно подделать и очень легко опознать».

Большинство производителей согласны с ним, и много внимания уделяют именно бутылкам. Что они пытаются защитить и чем усложняют жизнь мошенникам? Во-первых, собственно, бутылку. Традиционные методы (нанесение лазерной гравировки, техника изготовления стекла и т. п.) позволяют опознать бутылку или партию товара, однако не решают главную проблему — повторное наполнение.

Во-вторых, этикетку. Существует множество способов защитить от подделки бумагу и прочие материалы, применяемые для создания этикеток. При изготовлении этикетки каждый производитель по-своему использует распространенные инструменты и техники: тиснение, микропечать, микроперфорация, особые чернила и краски.

В-третьих, «рукава» и колпаки, закрывающие пробку. Пробку защищать практически бессмысленно — она почти не повреждается при откупоривании, в отличие от дополняющих ее элементов — капсулы и рукава. Для их изготовления обычно используют олово, алюминий или поливинилхлорид (ПВХ). Особенности этих материалов накладывают определенные ограничения в использовании защитных технологий, однако всегда находится способ распознать, была ли попытка удалить колпак и откупорить бутылку. Многие производители рукавов из ПВХ добавляют к ним специальные защитные элементы.

Каждый из перечисленных этапов защиты, конечно, обладает своей степенью эффективности. Но все их объединяет один существенный недостаток — материальная основа. Рано или поздно — улучшай их или нет, обновляй технологии производства и материалы или нет — мошенники научатся их обходить. В последние годы становится ясно, что будущее — за внедрением цифровых технологий в систему защиты.

Проект TagItWine

В начале 2018 года стало известно, что винодельческая компания Plantaze из Черногории, чья продукция представлена в 35 странах, приняла участие в проекте TagItWine. Планируя начать поставки в Китай, Plantaze искали максимально надежный способ защитить свою продукцию, главным образом премиальную, от подделки.

Им на помощь пришли компании OriginTrail и TagItSmart. В рамках проекта TagItWine каждая бутылка получает уникальный цифровой идентификатор и снабжается дополнительной «умной» этикеткой с уникальным QR-кодом, напечатанной фотохромными чернилами. Покупатель, используя камеру смартфона, получает доступ к скрытой информации и может проверить подлинность каждой бутылки. Сама система и смарт-этикетки были разработаны специалистами из TagItSmart.

Компания OriginTrail обеспечивает блокчейн-протокол, позволяющий проследить историю каждой бутылки. Любой покупатель, находясь в магазине, может проверить бутылку, используя смартфон. Информация о каждом считывании QR-кода сохраняется в системе, и биография бутылки обновляется. Таким образом система получает возможность отслеживать подозрительную активность и фиксировать проблемные ситуации — например, повторную продажу бутылок.

О результатах проекта говорить пока рано, однако совершенно ясно, что использование возможностей сети IoT и технологии блокчейн для защиты винных брендов весьма перспективно. В будущем они будут играть значительную роль в борьбе с контрафактом в винной индустрии.
NFC-этикетки «Appellation Earth»

В начале 2019 года стало известно, что американский производитель вина «Appellation Earth» из долины Напа начал дополнять этикетки своих премиальных вин специально разработанными NFC-вставками. Технология NFC (Near field communications, рус.: «ближняя бесконтактная связь») позволяет устанавливать связь между устройствами, находящимися на расстоянии до 10−20 см друг от друга.

«Appellation Earth» обратились в компанию Everledger, специализирующуюся на защите информации, за помощью в обеспечении блокчейн-протокола, хранении и защите данных. Далее все почти так же, как и в предыдущем примере. Каждая бутылка получает уникальный цифровой идентификатор, и любой покупатель может получить всю информацию о ней, используя смартфон с возможностью передачи данных по NFC (то есть любой современный смартфон).

Винодельня «Appellation Earth» стала первой американской компанией, защитившей свою премиальную продукцию технологичными этикетками. Владельцы уверены, что очень скоро использование подобных этикеток превратится в отраслевой стандарт для всех американских производителей элитного вина.
Что делать?
Защитить от подделки себя как потребителя очень непросто. Как бы производители не защищали свой продукт, какие бы новые методы не изобретали, мошенники всегда находят способы обойти защиту и выпустить фальсификат на рынок.

Основополагающее значение в винном бизнесе имеет репутация. Производители хотят работать с надежными импортерами, которые заботятся об их продукции. Импортеры хотят работать с честным производителями — теми, кто выпускает качественную продукцию. В статье мы обсуждали примеры недостойного поведения как тех, так и других. Их истории напоминают, что одного мгновения бывает достаточно, чтобы разрушить репутацию, которую строили годами. Тем не менее, еще находятся компании, что в погоне за «сверхприбылями» идут на хитрости и рискуют. Их деятельность разрушает винную культуру, мешает потребителям разобраться, какое вино хорошее, а какое — нет.

Во все времена вино традиционно становилось подлинной страстью и делом жизни для всех, кто профессионально им занимался. Сегодня головокружительный рост рынка привлекает в винный бизнес ещё и тех, кто видит здесь исключительно возможность быстрого обогащения. Поэтому современному потребителю следует быть ответственным, уметь отличать такого рода дельцов и искать тех, кто фанатично увлечен вином. Тех, чья цель — предоставить своим клиентам доступ к качественным винам достойных производителей, поделиться своими знаниями, помочь осознанно полюбить вино и испытать к нему уважение.